Оценка земельного участка

      Земельный участок — часть поверхности, которая имеет фиксированную границу, площадь, местоположение, правовой режим и другие характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре и в документах государственной регистрации прав на землю.

      Особенность земельного участка как составной части имущественного комплекса предприятия состоит в том, что выгоды от использования земель­ного участка реализуются на протяжении неограниченного времени, в то время как другие активы предприятия имеют определенный срок службы. Кроме того, специфика экономической оценки земельного участка обуслов­лена учетом в процессе эксплуатации его многообразной роли как природ­ного ресурса, основы среды проживания населения и объекта бизнеса.

      Необходимо также подчеркнуть роль государства, земельная полити­ка которого должна быть направлена на рациональное использование и охрану участка, воспроизводство и повышение плодородия почв, сохра­нение и улучшение благоприятной для жизни и здоровья людей окружаю­щей природной среды, особенно в городах, способствуя тем самым при­нятию научно обоснованных решений в области землепользования и гра­достроительства.

      В современных условиях России земля является одним из наиболее сложных объектов экономической оценки в составе имущественного ком­плекса предприятия, что обусловлено следующими причинами:

  • спецификой данного объекта;
  • неразработанностью нормативно-правовой базы;
  • неразвитостью земельного рынка в стране.

     Как показала практика предыдущих десятилетий, отсутствие ры­ночной оценки стоимости земли порождает неэффективное землепользование в сельском и лесном хозяйствах, а также нерациональную модель городского развития, прежде всего размещение в центральной части городов промышленных зон, а также экологически вредных пред­приятий.

      Оценка земельного участка начинается с установления оцениваемых прав и определения правового режима. Правовой режим земельного уча­стка включает:

  • целевое назначение;
  • форму собственности;
  • разрешенное использование.

      Под целевым назначением земель понимаются установленные законо­дательством порядок, условия, предел эксплуатации земель для конкрет­ных целей в соответствии с категориями земель. Весь земельный фонд РФ разделен на семь категорий: земли поселений; сельскохозяйственно­го назначения; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, обороны и иного специального назначения; земли особо охраняемых тер­риторий и объектов; лесного фонда; водного фонда; земли запаса.

      К землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиове­щания, телевидения, информатики, обороны, безопасности и иного спе­циального назначения относятся земли, которые расположены за чертой поселений и отведены в установленном порядке соответствующим пред­приятиям, учреждениям и организациям для выполнения ими хозяйствен­ной деятельности (производства, строительства, транспортировки и т.п.).

      Земли сельскохозяйственного назначения образуют территории, ис­пользуемые сельскохозяйственными предприятиями и организациями для нужд сельскохозяйственного производства. В их составе выделяются сельскохозяйственные угодья и земли, занятые лесополосами, внутри­хозяйственными дорогами, коммуникациями, лесами, болотами, здани­ями и сооружениями, необходимыми для функционирования сельского хозяйства.

      Категория земель устанавливается на основе их зонирования, кото­рое осуществляется в соответствии с планами развития территорий. Об­щие принципы и порядок проведения зонирования земель устанавлива­ются федеральными законами.

      Форма собственности многообразна. Согласно Конституции РФ (ст. 9) земля и другие природные ресурсы могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности.

      Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных об­разований. Разграничение государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и собствен­ность муниципальных образований предусмотрено в Федеральном законе «О разграничении государственной собственности на землю» от 17 июля 2001 г. №101-ФЗ.

      В муниципальной собственности находятся все земли в пределах чер­ты поселений, за исключением земель, находящихся в государственной собственности и переданных в частную собственность.

      Предприятия (юридические лица) в настоящее время имеют земель­ные участки на праве частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, срочного пользования и аренды.

      Право частной собственности предприятий на земельные участки включает право владеть, пользоваться и распоряжаться ими с соблю­дением обременении и иных условий, установленных законом и дого­ворами.

      Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юри­дические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях и на иных осо­бо установленных территориях РФ (ст. 15 Земельного кодекса РФ).

      Право частной собственности юридических лиц на земельные участ­ки возникает в результате приватизации государственных или муници­пальных земель, купли-продажи, обмена, иных сделок с землей, а также в результате внесения участка в уставный (паевой) капитал юридическо­го лица. Гражданский оборот земельных участков под приватизирован­ными предприятиями регулируется: Земельным кодексом РФ, Федераль­ными законами «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001г. № 137-ФЗ (с поел. изм. и доп.) и «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ (с поел. изм. и доп.). При этом собственник вправе использо­вать застроенный земельный участок вместе с расположенными на нем зданиями и сооружениями теми способами и в тех целях, которые не зап­рещены в пределах данной функциональной зоны населенного пункта.

      Нахождение земельного участка в гражданском обороте является ос­нованием для определения рыночной, инвестиционной или специальной стоимости земельного участка.

      Наряду с правом частной собственности на рынке земли необходимо различать и другие вещные права на нее, в частности право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды, ограни­чения и сервитуты.

      Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком предполагает владение и пользование участком, находящимся в государ­ственной или муниципальной собственности, без установленного срока.

      В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предостав­ляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и орга­нам местного самоуправления. Все прочие юридические лица обязаны переоформить право постоянного пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести их в собственность по своему желанию до 1 января 2006 г.

      Не допускается внесение права постоянного (бессрочного) пользова­ния земельными участками в уставные (складочные) капиталы коммер­ческих организаций.

      При продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам расположенных на них зданий или сооружений устанавливается следующая цена земли в посе­лениях с численностью населения:

  • свыше 3 млн человек — в размере от 5 до 30 ставок земельного налога;
  • от 500 тыс. до 3 млн человек — от 5 до 17 ставок;
  • до 500 тыс. человек, а также за пределами черты поселений — от 3 до 10 ставок земельного налога (Закон «О введении в действие Земель­ного кодекса Российской Федерации», 2001 г.).

      Право аренды земельного участка означает срочное пользование им за плату на условиях договора аренды. Собственник земельного участка может предоставить арендатору по договору право ограниченного рас­поряжения участком — безвозмездного срочного пользования, субарен­ды, залога. Оценочная стоимость права долгосрочной или краткосроч­ной аренды может определяться путем капитализации дохода арендато­ра от земельного участка, учитывающего местоположение участка и вид деятельности на нем.

      Разрешенное использование земельного участка представляет собой эксплуатацию земельного участка с учетом его целевого назначения, име­ющихся ограничений (обременении) и сервитутов. Земельный участок, предоставленный из государственных и муниципальных земель или при­обретенный по другим основаниям, может быть обременен определенны­ми обязательствами:

  • запретом на изменение целевого назначения земельного участка;
  • запрещением способов использования земельного участка, которые ведут к ухудшению окружающей природной среды, деградации земли и снижению плодородия почв;
  • требованиями к плотности, высоте и глубине застройки в соответ­ствии с градостроительной документацией и строительными нормами и
    правилами;
  • запретом на размещение социально-культурных, коммунально-бы­товых, промышленных и иных зданий, строений и сооружений в преде­лах соответствующей зоны или земельного участка;
  • запретом на продажу, сдачу в аренду или субаренду;
  • запретом на изменение внешнего вида недвижимости;
  • условием начать и завершить застройку в течение установленных сроков;
  • иными требованиями, установленными федеральными законами, за­конами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нор­мативными правовыми актами органов местного самоуправления.

      Разрешенное использование земельных участков определяется орга­нами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного само­управления при зонировании земель, а также при предоставлении конк­ретных земельных участков и указывается в следующих документах:

  • в постановлениях органов исполнительной власти и в решениях ор­ганов местного самоуправления о предоставлении земельных участковили об установлении особых правовых режимов использования земель;
  • в свидетельствах, договорах и иных документах, удостоверяющих права на землю;
  • в документах государственного земельного кадастра;
  • в документах государственной регистрации.

      Сервитут на земельный участок означает право ограниченного пользования одним или несколькими соседними земельными участками. Нормы, регулирующие отношения по поводу сервитута, содержатся в ст. 274—277 Гражданского кодекса РФ и в ст. 23 Земельного кодекса РФ.

      Сервитуты могут устанавливаться по соглашению между собствен­никами земельных участков или решением суда. Они подлежат регист­рации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

      Сервитуты принадлежат лицам, не являющимся собственниками земли, однако имеющим возможность в том или ином объеме использовать чужие участки в своих интересах без посредничества других лиц и собственника, иногда даже помимо его воли. Они сохраняются и при смене собственника земли, т.е. «следуют» не за собственником, а за самим земельным участком, как бы обременяя его. Об этом необходимо помнить при оценке, так как наличие сервитутов на тот или иной земельный участок служит определен­ным ограничением прав самого собственника этой земли.

      Публичные сервитуты устанавливаются для продаваемых застроен­ных земельных участков, согласно которым собственники земельных участков должны обеспечить:

  • безвозмездное и беспрепятственное использование мест общего пользования (пешеходные и автомобильные дороги, объекты инженер­ной инфраструктуры), которые существовали на момент передачи земель­ного участка в собственность;
  • возможность размещения на участке межевых и геодезических зна­ков и подъездов к ним;
  • возможность доступа на участок соответствующих муниципальных служб для ремонта объектов инфраструктуры.

      Изменение названных и введение новых публичных сервитутов воз­можно лишь федеральным законом или принятыми согласно ему норма­тивно-правовыми актами.

      Частные сервитуты могут устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и газопроводов, обеспечения водоснабжения, а также других нужд собственника недвижимого имущества, кото­рые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

      Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законодательством, требовать от лиц, в интересах кото­рых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

      Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-прода­жи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не яв­ляющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

      Оценка земли подразделяется на массовую кадастровую оценку зе­мельных участков и рыночную оценку единичного земельного участка.

      Цель кадастровой оценки — одновременное определение кадастровой стоимости всех земельных участков в границах административно-терри­ториальных образований (областей, районов, городов, поселков и т.п.) по оценочным зонам. В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О государственной кадастровой оценке земель» от 25 августа 1999 г. № 945 Государственному комитету по земельной политике РФ поручено провести государственную кадастровую оценку всех категорий земель на территории России для целей налогообложения и иных целей, установлен­ных законодательством. Государственная кадастровая оценка земель ос­новывается на классификации земель по целевому назначению и виду фун­кционального использования и проводится по единой методике в целях обес­печения сопоставимости результатов оценки на всей территории РФ. Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, ут­вержденными Постановлением Правительства РФ «Об утверждении пра­вил проведения государственной кадастровой оценки земель» от 8 апре­ля 2000 г. № 316, предусматривается привлечение к указанным работам лиц, имеющих лицензию на осуществление оценочной деятельности.

      Цель единичной оценки — определение рыночной специальной стои­мости единичного земельного участка на дату оценки независимыми оцен­щиками согласно принятым стандартам и методам оценки.

      Кадастровая и единичная оценки земли проводятся на основе комп­лексного применения трех подходов: доходного, сравнительного и зат­ратного (техника остатка для земли). Итоговая величина оценочной стоимости земельного участка выводится исходя из результатов, полу­ченных при различных подходах. При сравнении этих результатов пред­почтение целесообразно отдавать оценкам, базирующимся на более пол­ной и достоверной информации.

      Ждем Вашего звонка и заранее благодарим за оказанное доверие.

г. Минусинск, ул. Ленина, 71, тел. факс. 8(39132) 2-54-62, тел. 8-902-468-41-21

      Заключение независимой экспертной организации имеет статус официального документа доказательного значения и может быть использовано в суде.

Яндекс.Метрика